Москва – Невинномысск – р. Большой Зеленчук – р. Большая Лаба – Армавир – Москва

30 апреля 2003 г. – 11 мая 2003 г.

30 апреля
     Казанский вокзал. Странновато уезжать с него, а не с любимого Ленинградского. Даже Ленина нет, у которого можно встретиться. Встречаемся у табло. Мы с Анютой и провожающей нас Ленкой пришли последними, все уже в сборе. Поезд подали, и мы немножко лениво собираемся переползать к нему поближе. Резниковы останавливают нас с Анютой. Вот это сюрприз! «Оля и Аня давно мечтали попасть в Третьяковскую галерею, но денег хватало только на пиво», - и протягивают нам коробку шоколадных конфет. Приятно – и смешно. Отпускает наконец-то напряжение последней недели, приходит пока еще очень смутное понимание того, что мы едем – едем на Кавказ!
     Ленка по уже известной и очень приятной традиции дарит нам шоколадки. Еще она хотела вручить Анюте блокнот и ручку, но Анюта от должности писаря самоустранилась. Я взяла эти полномочия на себя. Далее буду иногда цитировать выдержки из этого блокнота. Первая запись в нем – Ленкина: «30.04.03 г. 21-02. Граждане! Пишу на спине у Ольги, поэтому так коряво. Берегите себя! Звоните мне :) и не забудьте поздравить Лягу! И пишите тут все! Хотя бы каждый день».
     Загрузились, оперативно раскидали множественные рюкзаки и упаковки равномерным слоем по всему вагону. ;-) Понеслась…
     Пиво – оно такое… в общем, дырочку ищет все время. А туалеты, естессно, закрыты еще. А пива выпили много. Рыжика застукали в тамбуре менты. Серега и Кир ушли с ними. Отделались 200 рублями и клятвой не пить, которая тут же была нарушена. ;-)

1 мая
     Цитата из блокнота: «7-50. Насвинячились все вчера – ого-го :)… с ментами опять разбирались – посредством 500 рублей…. А с утра ребята встали и опять принялись пить. Причем встали в 7 утра и стали орать на весь вагон… Лишь бы не напились опять…
     16-56. Ну-ну, наивняк… конечно же, напились. Ляга никак не хочет ложиться спать, хотя ему бы не помешало. Илья и Ляга – пьяны, Кир адекватен, но тоже нетрезв.»

Странно, все остальные спали что ли, ну, по крайней мере, вели себя очень тихо, поэтому в записях не упоминаются. В вагоне было просто невыносимо душно, прямо-таки нечем дышать. Выбегали на каждой стоянке, чтобы глотнуть свежего воздуха.

2 мая.
     Приехали. Лягу из поезда вынесли в качестве рюкзака и положили к ним же, к рюкзакам. Подошел усатый дядька и громко стал спрашивать, кто из нас Сергей. Это оказался Шамиль, наш проводник, так сказать. Пока загружались в автобус, выяснилось, что нам надо дождаться еще одну группу, тоже из Москвы и тоже на Зеленчук – Лабу. Под местное пиво, которым нас угостил Шамиль, ожидание оказалось недолгим. Подошла группа из 8-ми человек. Так мы познакомились с командой, которой позже, с легкого языка Сереги, было дано название «добропыхи». :)
     Блокнот: «8-30. Стапель в разгаре. Воды в Зеленчуке мало, но говорят, что за вчерашний день поднялась на 10 см. Договорились с Шамилем, что он приедет за нами в Нижний Архыз завтра утром. Команда, с которой мы забросились, не сильно хочет уезжать с Зеленчука завтра, хотят сделать дневку в Архызе.
     9-17. Завтрак почти готов. Все, кто хотели, уже попили кофе-чай. На завтрак, по указанию завхоза, молочная пшенка. Интересно, что за зверь у нас получится :)»

Зверь мерзкий получился, еле-еле съели. И – на этой вот пшенке мы просто ударно пролетели за один день весь Зеленчук. Воды все же очень мало, и мы порвали наш пока безымянный кат. В Пушке нас навалило на камень так, что мы со Шмыковым были наверху, а левый баллон полоскало в воде. У Анюты даже стало сводить руки от холода. Спасли нас саратовцы, у которых на Пушке была стоянка. Морковкой нас стянули с этого камушка, и мы благополучно зачалились у лестницы. Пошли с Анютой спрашивать контакты у наших спасителей. Возвращаемся. С кем это разговаривает Шмыков? Я не поверила глазам – Беликов! Он смеялся, что гонится за нами от Первого Врывного, потому что услышал, как кричит в пороге Анюта :). Очень приятная встреча. Пока разговаривали, к берегу причалили еще саратовцы, которых я знаю – Лилька, Минин, Леха. Как раз с ними Беликов и шел.
     Мы идем дальше. Потом оказалось, что через пару часов на этой же лестнице Беликов разговаривал с Трифоновым. Просто паломничество какое-то :)
     Вроде на Четвертом? или Третьем взрывном? не помню…. опять не вырулили, не выгребли, не успели. Сели на камень посреди реки, поперек течения. На этот раз мыло правый баллон, нас со Шмыковым, а Паха с Анютой сидели сверху. Долго мы торчали на этом камушке. Резниковы пытались нас снять морковкой – бесполезно, хорошо сидим. Прошло несколько команд. Двушка налетела на нас, прямо залезла мне на плечо. Еле столкнула. Анюта кричит – вылезай, а мне из упоров ногу вынуть страшно, потому что полощет по пояс и струя не хилая, не охота самосплавом-то… С берега кто-то скомандовал, чтобы мы перелезли все на один баллон, а мне вообще велели залезть на самый-самый нос. Я легла, держась за Пахины упоры, несколько раз качнулись – и, о, чудо! – снялись. Пока шли до места чалки, я так и висела на носу баллона, а вода плескала мне в лицо, удовольствие – выше среднего. Спасибо тому человеку за его опыт, кто знает, сколько бы мы там еще просидели, если бы не он.
     Никак не можем почему-то найти Нижний Архыз. Спрашиваем людей на берегу – то он еще километров 10 вниз, то мы его уже проскочили «вооон у того моста», то – опять километров пять… Решили просто встать где-нибудь на левом берегу, а утром разобраться, где этот Архыз. Команда москвичей встала с нами. Все очень устали, поэтому довольно быстро после ужина расползлись по палаткам. Я вставала ночью попить – у костра сидела команда Ураган и несколько человек из «добропыхов». Говорят, легли часа в три.

3 мая
     Блокнот: «11-35. Почти все собрались, отправили гонцов за автобусом, ждем.
Анютина запись: «Приехал автобус, перебрасываемся на Лабу. То-то будет…»
     «16-05. Шамиль предложил нам барана. Его согнали прям со склона :). Пока ждали гонцов за бараном, у Шмыкова случился выброс энергии. Сначала он играл в регби, бегая по полю за бутылкой, которую сам же и кидал. Потом уговорил народ сыграть в слона. Смеялись от души.»

Барана связали и положили у автобуса, он пока живой. Фраза Кирилла: «Так… С бараном не разговариваем, а то…» Перед Даусузом люди с крепкими нервами помогали Батыру и Шамилю резать барана, а мы небольшим составом поехали в магазин за пивом. Когда вернулись, баран уже стал мясом :).
     На место приехали около одиннадцати вечера. Стоянку искали в темноте, чуть ли не на ощупь. В этот вечер я поняла, как ужасно забыть дома фонарик. Лагерь поставили очень оперативно, Петрович приготовил на всех еду, быстренько поели и все расползлись спать. Очень уж долго мы ехали…

4 мая
     Решили остаться на дневку. Петрович с утра забабахал плов. Вкуснотища! Я вымыла голову в реке, вода ледяная, мозги сводит. Моему примеру решил последовать Шмыков, только попросил, чтобы его держали за ноги, т.к. боялся, что его большая умная голова перевесит.
     Ребята потихоньку собирают катамараны. А мы вчетвером – я, Илья, Вовка и Анюта, - пошли на прогулку, в маааленькую локалочку. Поднялись по склону по красивому ручейку с водопадиками. Виды сверху очень красивые. Хорошо все же на воле! По дороге вниз устроили купание в ручье. Резниковы тоже ходили гулять, и на обратной дороге мы увидели их рукотворное произведение – на том самом ручейке они сотворили «Маманю», говорят, пришлось пару камушков передвинуть.
     Вернулись – каты уже собраны, а ребята уже хороши :). Кони пьяны, хлопцы запряжены.
     Занимались всяческой фигней. Хотели сделать баню, но как-то стало всем лениво. Жарко очень было, наверное поэтому. А напротив нашей стоянки – гора, вся покрытая снегом. Очень красиво.
     Шмыков демонстрирует нам свои певческие таланты. Сначала он всячески переделывал песню про надежду (впрочем, это он еще в автобусе начал делать ;)). Потом случилась смена репертуара, вспомнились «Покровские ворота» и незабвенный Савва Игнатьич. В общем, Савва Игнатьич отдыхает :). «Розамунда» в исполнении Шмыкова нашла огромнейшее признание у благодарных слушателей, тем более что звучала она не как имя некоей девушки, а как «Роза – Муда» :) Возникла мысль об имени для катамарана, ведь он до сих пор у нас не окрещен. Обсудили, как можно написать это свежеизобретенное словосочетание – в транскрипции или по правилам чтения :)
     Вечером сидели у костра, разговаривали всякие умные разговоры, потихоньку пили, а некоторые не только пили ;-). Ели шашлык. Еще Петрович приготовил курицу с грибами – ммм, прямо пальчики оближешь! Резниковы, Илья и Аля играли в преф до ночи, сидели под тентом при свете фонариков.

5 мая
     Лягин ДР. Поздравили его, подарили спальник и неизменный «Чупа-Чупс». :)
     Снялись. «Прощай, Родина!». Пока наш экипаж ходил осматривать связку «каньон Сосновый – ПП», сверху, со скалы, видели, как кат-2 «тритон» положило в ПР. Потом выяснили, что одного человека выловить не успели, и он самосплавом прошел Сосновый и ПП, а сам кат выловили уже у Блыпа.
     Первыми ПР прошел Арагу-Пегу, их двинуло об скалу, но они быстро справились. Встали на страховку. Все прошли почти чисто. Андрея с Русланом заварило немножко, потом снесло в улово, в противоток, они некоторое время не могли выгрести оттуда. Резниковы прошли красиво, как сказал Кир, «прямо-таки порвали порог «Прощай, Родина!» :) Нас проплюнуло – я и не заметила. С желтой четверки смыло Влада, но он быстро залез обратно, и чалились они уже всем экипажем.
     Каньон «Сосновый». Ох, и напрыгались же мы там по скалам! Без катов, имеется в виду. Вечером кто-то сказал: «Не туристы-водники, а прям горные козлы, блин!» Арагу-Пегу проскочил опять первым. Бочечка чудненькая, струя бьет прям в скалу, посередине отбойника торчит бревнышко, которое вызывает неприятные мысли о встрече с ним, правда, потом оказалось, что напрасно мы его боялись, до него просто не долетаешь. Обратный вал бьет так, что из упоров вышибает.
     Следом за Арау-Пегу пошли Резниковы. Зашли в общем правильно, но милая бочечка подкинула Ленку кверху, и случился у нас первый в походе киль. Со стороны мне казалось, что все происходит очень медленно – правый баллон заползает на вал, кат встает на левый баллон – его закусило, какое-то время они висят в таком положении, и… Арагу-Пегу на страховке сработал просто отлично, выловили обоих и кат тоже не упустили. Ленка потеряла сплавной кроссовок, а Серега нахлебался воды. Сделали вывод, что такие пороги в пеночных спасиках ходить нельзя, ребята сказали, что не выталкивают они совсем.
     Приняли решение оставить суда у входа в каньон, а самим вставать на стоянку и проходить на следующий день. Сначала хотели еще и мы пройти, но потом поняли, что мы слишком устали и перенервничали за сегодняшний день, лучше завтра с новыми силами.
     Отмечали Лягин ДР. Мы с Анютой почему-то решили насвинячиться. Ну, а так как не ели ничего с утра, набегались по скалам, устали и напереживались, то цели своей мы достигли очень быстро ;-). Говорят, падали сами и роняли все вокруг. Я не помню. Я только попросила Илью, чтобы он за мной следил и при любом исходе событий доставил в палатку. Он с задачей справился и проснулась я там, где хотела, а не под кустом :).

6 мая
     ПП прошли оставшиеся каты, в том числе и мы. Петрович с Юлькой идти не захотели, и на их двушке пошли Кир и Ляга. Мы прошли по намеченному, правда, меня два раза выбивало из упоров – в заходной бочке и в той самой, красивой. Желтая четверка прошла кормой, Андрей с Русланом повальсировали немного, Кир с Лягой просто прорубились через бочку.
     На перегоне между ПП и Блыпом покатались на вальчиках, очень такие приятненькие. На них положило молодого каякера, мы его выловили и доставили на берег.
     Над осмотром Блыпа мы мучались недолго, опять же первым пролетел Арагу-Пегу. Их слегка заварило, но они быстро уцепились и вылезли. Как обычно, встали на страховку. Потом, как это ни странно, решили идти мы. Обычно мы смотрели несколько прохождений, а потом только шли сами. Меня та самая бочечка шириной с весь каньон очень обидела – я даже зацепиться за нее не смогла – Шмыков с Анютой приняли весь удар на себя, их, кормовых, полоскало в бочке, а мы с Пахой оказались приподнятыми над валом. Зачалились рядом с Арагу-Пегу. Блин, вот с чалками у нашего экипажа были постоянные траблы, и в этот раз мы долго кидали Ляге свою чалку, потом загребали за камень… Постояли немножко и решили, что два страховочных ката на одном уровне – бред, поэтому перечалились на другой берег и чуть пониже. Постояли-постояли, замерзли – и вылезли, предоставив Арагу-Пегу выполнять их роль страховки. Сверху было интересней наблюдать, как пойдут Руслан с Денисом. Как потом сказал Руслан, «надо было больше разговаривать». Не очень ровно зашли в бочку – и… Вопль «Кииииль!!!» был очень дружным и громким, перекрывающим даже рев валов. Арагу-Пегу уже прямо-таки профессионально рванул на спасение, Руслан с Денисом держались за кат и выловлены были вместе, одного даже затащили на кат. Второго не смогли, потому что даже наши слонята-ребята не могли выгрести к берегу, тащило очень сильно, а кат, можно сказать, увеличился вдвое. Зачалились наконец-то под каким-то обрывом, из потерь – разбитая нога Руслана, сильно приложился об камушек.
     На этом сегодняшнее прохождение Блыпа было закончено, встали на стоянку, опять оставив не прошедшие каты перед входом в порог. Батыр сварил шурпу, вроде так она называется. Ребята полезли по склону рядом со стоянкой наверх, за дровами. Долго их не было, в итоге сверху с грохотом стали скатываться огромные бревна. Нодья получилась славная, около нее допоздна сидели самые стойкие, разбавляя разговоры «мандариновкой».

7 мая
     Вода упала. Бочка, вчера еще перекрывавшая весь каньон, сузилась и стала локальной. Все прошли без особых проблем, только вот Петровича с Юлей немного покрутило, по поводу чего Петрович очень громко кричал и потом еще долго расстраивался.
     Полудневка. Пешком пошли до Кирпича, заодно посмотрели Соленые скалы, хотя и понимали, что завтра все равно пойдем смотреть еще раз. Зато прогулялись. Меня Соленые скалы, честно говоря, заставили слегка вздрогнуть. Почему-то даже глядя на ПП, я так не боялась. Очень уж они длинные и не совсем добрые. Кодовое название – Слоненые скалы, Шмыков придумал.
     Видели очень красивый ручей, который мне почему-то напомнил макет реки. Вот если его увеличить до размеров средней речки, то-то там будет весело!…
     Вокруг нас – горы… Впереди – снежник, такой красивый… Красота, просто не отвести глаз.
     Нашли какой-то огромный камень, и нам с Анютой захотелось на нем сфоткаться. Залезть-то залезли, Шмыков нас сфотографировал, а слезать?… Это было шоу, я не видела со стороны, как слезала я, но над Анютой я чуть не уписалась :).
     Гуляли долго, поэтому когда пришли, уже пора было ужинать. :) Ребят опять пробило на «пилять», но в этот раз они ушли не с пустыми руками. Итогом их трудов была очередная нодья, у которой опять же было очень приятно сидеть и вести неспешные беседы.

8 мая
     Последний ходовой день, пока, правда, это не чувствуется, т.к. впереди – Слоненые скалы.
     Смотрели мы на них недолго, вчера насмотрелись уже. Шли очень организованно, с рацией и страховкой – и с берега, и, как обычно, с Арагу-Пегу. Слава Богу, страховка не понадобилась, все прошли просто замечательно.
     Пока стояли на страховке, случились с нами кулинарные фантазии. «Сейчас бы куриное крылышко…» - мечтательно протянул Вовка. Я поддержала: «Ага, из «Ростикса», с соусом «Ранч» - а у самой тут же началось обильное слюновыделение. Шмыков, стоявший наверху с морковкой, подлил масла в огонь: «А еще – кружечку пива…. Чтоб со слезой – запотевшую такую…» И на эти разговоры нас пробивало, несмотря на готовку Петровича! Я представляю, если бы мы по утрам манку ели ;-). Правда, у нас почему-то ни разу не получилось обеда – утром пили кофе-чай, иногда доедали ужин, а обед – мимо кассы…
     Ну вот, все на месте. Соленые скалы пройдены. Идем осматривать Кирпич. Очень не нравится нам бревнышко, которое торчит прямо посередине. Если бы не оно, все было бы намного проще. Отдыхавший вчера активно Паха идти Кирпич не хочет. Некоторое время мы мечемся, потом я вдруг вижу Шмыкова, бегущего к нашему катамарану. Оказалось, что на Розе Муде идет экипаж Арагу-Пегу со Шмыковым вместо Ильи. Обидно, просто до соплей обидно… Но спорь – не спорь, а нас в Кирпич не пустили…
     Идут… Сделали все так, как хотели – загребли в уловце, телемарка, пошли! Прошли бревно сильно справа, ушли налево, зачалились… Все! Герои!!! Кир вылез на дорогу с огромными глазами и несколько раз повторил: «Вот это вставило! Нет, вот это мне вставило!» Пока ребята взахлеб рассказывали, КАК это было, вдруг выяснилось, что Андрей с Русланом уже тоже идут Кирпич! На самом заходе их приподняло на левый баллон, они немного побалансировали и встали – на ровный киль. Так же перевели дух в уловце, телемаркнулись – пролетели!
     Хорошо хоть нам разрешили перегнать кат от Кирпича до стоянки…. Анюта даже два раза покаталась. На этом перегоне тоже были неслабые бочечки, поколбасились мы там неплохо. А с чалкой опять случилась сказка – три раза мы крутились, Петрович ловил нас с берега, еле-еле зачалились. Устали, наверное, просто…
     Блокнот:«19-35. Водная часть похода кончилась. Каты спускают и разбирают».
     Сидели на берегу, на камнях, выпивали. Ужин какой-то получился грустный. Все как-то тихо сидели, потихоньку разговаривали. Грустно, действительно грустно.

9 мая
     Собрались очень оперативно. Отъезд был намечен на 12-00, а в 11-30 мы уже были готовы. Осталось время поговорить с ребятами, попрощаться – «добропыхи» еще оставались, у них поезд был на следующий день. Пили из «кружки мира», пустив ее по кругу. Говорили тосты, а Шмыков это все фиксировал на камеру.
     Грустно – все закончилось. Едем в автобусе, все задумчивые и серьезные. Мы прошли Лабу. Немного не укладывается в голове.
     Приехали в Армавир, пошли искать кафе. Нашли с виду вроде приличное место, вот только пока мы там дождались, чтобы нас накормили, чуть не умерли с голоду. Потом разделились, мы с Анютой пошли гулять по городу. Нас из-за комуфляжей обзывали то «омоновцами», то «спецназовцами», прикольно. Одна девочка лет 15, пьяная-пьяная, подбежала к нам и спросила: «Девчонки, а вы из Москвы?» Оказалось, что у нас, видите ли, акцент! Не, это _У НАС_ акцент, а? :)

10 мая
     Пока ждали поезд, тусовались на вокзале. Опять проблемы с родной милицией, никак не хотят они нас оставлять в покое.
     Вместе с нами на вокзале сидели спелеологи, грузились мы с ними параллельно, в один вагон. Каким чудом успели все залезть и все занести – не понимаю. В билетах было написано «места указывает проводник». Наш проводник оказался инфальтильным и места нам показывать не решился ;-), кто где лег, тот там и лег. Я недолго бродила, залезла на верхнюю полку и почти заснула. Вдруг услышала над ухом бас Шмыкова, который бубнил что-то не очень мне со сна понятное. Единственное, что я поняла, была знакомая фамилия «Беляков». Я открыла глаза: «Что – Беляков?», помню, что они должны были идти на Малку… слухами земля полнится, мало ли чего? «С нами едет!» - ответ Шмыкова заставил меня потрогать его лоб на предмет температуры. Увидев, что он не шутит и не бредит, я слезла с полки и велела меня отвести на место дислокации. И ведь правда – это были Беляков и Мозолев, возвращавшиеся с Малки! Они были довольны своим походом, правда, Мозолев немного поранил своего оранжевого пластикового друга (ну это каяк ;-)). Днем иногда они смотрели видео, и мы к ним изредка присоединялись.
     Пьем пиво, едим, едем… Разговариваем…. Опять пьем пиво – и не только пиво…

11 мая
     Из встречающих была только Вовкина мама, единственный человек, не поленившийся встать в такую рань, чтобы нас встретить.
     Лениво постояв рядом с вокзалом и решая, выпить нам пива еще или нет, в итоге поехали по домам.